ФИТОТЕРАПИЯ В АЮРВЕДЕ
Версия для печати

Фитотерапия в Аюрведе

Среди всей мировой культуры индийская культура является самой древней. Веды – первоначальный источник и основание мировой культуры и цивилизации, являющийся самым древним священным писанием в библиотеке человечества. Аюрведа - древнейший трактат, связанный с лечением и здоровьем, который, как полагают, является упаведой (разделом) Атхарваведы.

Цель Аюрведы состоит в том, чтобы защитить здоровье здорового человека и вылечить болезни больного человека. Аюрведа - это первая система медицины, которая делает больше акцента на диете и описывает средства уничтожения причины болезни как первый шаг для того, чтобы вылечить любую болезнь. Фактически, Аюрведа - название знания о жизни и название науки, которая делает жизнь человека здоровой, счастливой и полезной обществу. Аюрведа - не только наука, которая дает знание медицины или лекарственных трав и кустарников, это - трактат полной человеческой жизни и ее взглядов.

В Аюрведе зеленые растения, листья, семена, фрукты и т.д. рассматриваются как лекарства. Чарака говорит, что в мире нет ни одного вещества, которое бы не имело лекарственной ценности, в случае, если Вы знаете, как его применять. В соответствии с различным использованием по мере потребности любая материя действует как лекарство, и каждый минерал или ядовитое растение могут быть очищены и использоваться как лекарство, которое может спасти жизнь и поддержать здоровье.

Антибиотики и химиотерапевтические лекарственные средства, используемые в современной медицине, уже отпугнули своими негативными осложнениями на организм многих людей в различных частях света. Уничтожая бактерии, вызывающие заболевания, данные препараты одновременно поражают полезную флору, отвечающую за синтез веществ, являющийся необходимым для поддержки и роста здорового организма.

Как обойтись без антибиотиков при появлении инфекции? Есть ли альтернатива этим и сотням других подобных лекарств, выходящих из химических лабораторий и предприятий по всему миру. Этот вопрос очень часто возникает в западных странах у людей любого достатка. Аюрведа увеличивает сопротивляемость организма и укрепляет иммунитет без каких-либо побочных эффектов.

Хотя Аюрведа считает, что причиной большинства заболеваний являются микроорганизмы, она, в отличие от современной медицины, в то же время полагает, что микроорганизмы  имеют второстепенное значение и должны лечится соответственно. Некоторые бактерии, вызывающие болезни у одних людей, могут не вызывать их у других. Можно провести некоторую аналогию бактерий с семенами: они дают ростки, растут и размножаются, только если есть плодородная почва, подходящий климат и благоприятная влага. В сухой каменистой почве они остаются спящими длительное время, а затем разлагаются. Таким же образом бактерии в человеческом организме остаются спящими или погибают в неблагоприятных условиях и только в благоприятной среде разрастаются.

Каковы эти благоприятные или неблагоприятные условия, способствующие или препятствующие росту этих микроорганизмов? Аюрведические теории Панчамахабхута (пять основных элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир) и Тридоша (комбинация земли и воды дает Капха-дошу, огня и воды – Питта-дошу, воздуха и эфира – Вата-дошу, которые формируют базовую конституцию каждого человека) дают ответы на эти вопросы. Вселенная в целом состоит из пяти категорий веществ, называемых махабхутами (основными элементами). Их пять, поскольку существует пять способов восприятия их пятью органами чувств. Данные пять категорий веществ присутствуют как внутри, так и снаружи человеческого тела. В организме человека они делятся на три группы, а именно доши, дхату (ткани) и малы (нечистоты). Доши управляют физико-химическими и физиологическими процессами в организме, тогда как дхату участвуют в формировании базовой структуры клеток организма, осуществляя, таким образом, некоторые специфические действия. Малы (нечистоты) – субстанции, которые частично утилизируются в организме и частично выделяются в измененной форме после выполнения своих физиологических функций. Эти три группы веществ должны быть в динамическом равновесии друг с другом для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье. Любой их взаимный перевес в организме приводит к болезням и разложению.

Суть аюрведического лечения – восстановление необходимого баланса в организме, а также удаления из организма Амы (не переваренных веществ - токсинов). Аюрведа в процессе лечения делает основной акцент на искоренения болезни, принимая во внимание следующее: место возникновения нарушения (дисбаланса); причины распространения и место проявления болезни, которые зависят от преобладания той или иной доши.

Лекарства, их составы и действие описываются в Аюрведе на базе тех же самых фундаментальных принципов. Большинство аюрведических лекарств и средств не токсичны и могут использоваться как для лечения заболеваний, так и для целей профилактики здоровыми людьми. В то время как в аллопатии основное внимание уделяется лечению поврежденного органа или проявленных симптомов, Аюрведа основной акцент в лечении делает на организм в целом. В Аюрведе органы тела не рассматриваются изолированными или отдельными, а считается, что они тесно связаны друг с другом, поскольку нарушение состояния одного органа влияет на остальные и наоборот.

В Аюрведе считается, что болезни имеют психосоматическую природу. В каждой болезни вовлечены как тело, так и мозг. Тесное взаимодействие тела и ума особо подчеркиваются в Аюрведе. Этот момент всегда необходимо иметь в виду при назначении лекарственных средств и режима для пациента.

В случае если диагноз правильно поставлен, аюрведические препараты действуют незамедлительно. Даже в случае ошибок в диагнозе большинство препаратов не дадут вредного эффекта. Большинство аюрведических препаратов могут приниматься даже здоровыми людьми, в данном случае они действуют как тоники и обеспечивают защиту от возникновения заболеваний. Таким образом, Аюрведа способна обеспечить эффективную альтернативу токсическим лекарствам, используемым в настоящее время, вредные побочные эффекты которых вызывают опасения во всем мире.

Знание о травах как лекарствах зародилось тысячелетия назад в различных медицинских дисциплинах в мире, особенно в Индии. Общепризнанно, что Аюрведа - традиционная система медицины Индии - кладезь медицинского опыта и знаний по успешному применению лекарственных растений.

Аюрведа включила различные вещества (дравьи) различного происхождения или источников для медицинских целей. Научным изучением данных веществ занимается Дравьягуна Виджняна (фактически, данный раздел можно назвать «Materia Medica» - раздел науки, который имеет дело со всеми лекарственными средствами, используемыми для лечения заболеваний, их источниками, приготовлением, дозировками и применением). В нем рассматриваются семь основных аспектов (составляющих): Дравья (вещество), Раса (вкус), Гуна (физическое свойство), Вирья (потенция), Випака (вкус лекарственного средства после метаболизма), Прабхава (неспецифическое действие) и Карма (фармакологическое действие). Дравьягуна Виджняна коррелирует свойства веществ, т.е. раса, гуна, вирья, випака, прабхава и т.д. с их воздействием на доши, дхаты, малы и манса в организме.

Аюрведа пропагандирует концепцию фармакотерапии и клинической фармакологии, но не фармакологии и терапии по отдельности.

Важно также отметить, что знание химического состава или активных элементов растений, само по себе, не будет достаточным для использования аюрведических препаратов. Фармакологическая, токсикологическая и клиническая эффективность лекарственных растений приписывается пяти аспектам, классифицируемым как раса, гуна, вирья, випака и прабхава. Физические, химические и физиологические качества лекарственных растений отличаются друг от друга, как и их раса, гуна, вирья, випака и прабхава. Фармакодинамические и фармакокинетические действия аюрведических одно- и многокомпонентных препаратов трудно объяснить в терминах современной фармакологии. Это не отдельное химическое вещество, которое, как в случае аллопатических лекарств, действует на рецептор и вызывает ответную реакцию. Более того, лекарственная терапия индивидуализирована с учетом Пракрити человека и не обобщается как в случае аллопатических препаратов. Выбор лекарства для конкретного заболевания далее определяется доминированием дош. Также принимается во внимание сочетаемость пятиэлементных принципов лекарственного растения с теми же у пациента.

Тем не менее, надлежащая интеграция современных и аюрведических постулатов позволит нам использовать их с действительно рациональным подходом.

Первоначально Дравьягуна не была отдельным разделом Аюрведы. Тем не менее, все древние трактаты содержат подробное описание трав, их свойств и показаний к применению. Первое упоминание Дравьягуны прослеживается из описаний Чараки. В 17 веке Дравьягуна стала рассматриваться как первый раздел Аюрведы.

Аюрведа полностью определила и нашла применение медицинским свойствам растений с Ведического периода.  В Атхарваведе, а также в Ригведе, упоминается множество трав наряду с их медицинскими свойствами и применением. Изучение таких классических текстов как Чарака Самхита и Сушрута Самхита показывает, что около 1600 из 2000 с лишним аюрведических формул имеют растительное происхождение. И хотя упоминания о применении некоторых металлов и минералов для медицинских целей встречались в Ведические времена, расцвет Раса Шастры (науки о металлах и минералах) начинается с 400-х годов нашей эры.

Аюрведическая система медицины могла процветать, поскольку у нее была Materia Medica, которая развилась до очень продвинутого уровня. В ее арсенале различные формы и методы приготовления препаратов. В различных школах изготавливались формулы из одной и той же группы, но с использованием различных методов или даже компонент, подходящих их пациентам. С этими вкладами Аюрведа стала огромным сокровищем, которое передавалось от поколения к поколению и до сих пор является величайшей традицией Индии, используемой в наше время.

Более шестисот различных медицинских растений упоминаются в основных аюрведических текстах, Эти растения были выбраны для включения из тысяч видов растений, произрастающих в Индии. Аюрведа выработала много различных методов и форм растительных препаратов. Все они предназначены для различных терапевтических эффектов и включают настои, декокты, порошки, припарки, масла и жидкие мази, но в более значительном разнообразии, чем обычно используется в западной фитотерапии. Они включают травяные вина, джемы, желе, препараты из смол, пилюли и таблетки.

Знание, представленное учеными мудрецами по Аюрведе, безусловно, полезно для здоровья современных людей. Необходимо продолжать изучение и проводить исследования в этой области, чтобы лечение по данной системе успешно осуществлялось подготовленными специалистами. К сожалению, из-за отсутствия поддержки со стороны Министерства здравоохранения, нехватки возможности сотрудничества и обмена информацией Аюрведа на официальном уровне в России пока не практикуется.

Сегодня человек, отдаляясь от природы, лишает себя своего естественного состояния здоровья. Знание и использование Аюрведы должно возвратить здоровое тело, ясный ум и интеллект, потому что именно Аюрведа связывает человека с природой и дает знание о лучшем образе жизни, поэтому наша задача - изучить и познакомить желающих с удивительными, глубоко заложенными и беспрецедентными тайнами Аюрведы.

 Е.В. Мезенцева, D.A.M.S.  (из доклада на на I РОССИЙСКОМ ФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ СЪЕЗДЕ, проходившем 14-16 марта 2008 года в г. Москве)

 

создание сайта казань, поддержка и раскрутка сайта казань, москва и другие города - Alphaweb 2007-2017 Любое коммерческое использование представленных на сайте материалов без ведома и прямого письменного разрешения ООО "Расаяна" не допускается и будет преследоваться согласно российскому и международному законодательству.